О смерти
- А есть ли она? Загробная жизнь?
- Ну, по вере - есть. По науке - нет. А по совести - никто не знает.
(С) Николай Эрдман «Самоубийца»
Не помню когда я точно узнал о том, что такое смерть. Наверное после просмотра мультфильма Король лев. Мне было около пяти лет. Там очень эмоционально показана потеря отца. До слёз это меня, конечно, не довело, но в душу запало. Полного понимания ко мне тогда не пришло. Ну погиб и погиб, грустно конечно, но что поделать.
Потом было ещё много кино и мультфильмов, где постоянно кого-то убивали. И у меня как-то сложилось понимание, что смерть это не очень весело и даже страшно. Самой жестью был Робокоп, а конкретно начало, где главного героя расстреливают бандиты. Помню я тогда сказал маме, что не хочу умирать, на что она ответила: - «Ну, не умирай.» Тогда меня это успокоило, но не надолго. Чуть позже я спросил у отца про прадедушку с прабабушкой. Тот честно сказал, что они умерли от старости. Так я узнал, что люди смертны в принципе. Меня это тогда напугало, но отец рассказал мне о Боге и про то, что душа человека бессмертна. Я вообще из не особо религиозной семьи, но в Бога верят все. И вот, на вере о бессмертности души я жил ещё пару лет, пока не узнал, что факт наличия души научно не доказан.
В целом, пока я был ребёнком, факт неминуемой смерти мало меня заботил. Конечно было страшно, но я был мал и это казалось очень далёким. Настоящая депрессия по этому поводу у меня случилась ближе к двадцати. Мысли о смерти не давали мне нормально спать по ночам. Не знаю с чего это началось, или просто не помню. Кажется в психиатрии это называется танатофобией.
В надежде забыться я начал играть в хорроры. Они здорово помогали отключиться от реальности, но проблема оставалась. Как ни странно, спас меня сериал Клиника. Трогательный сюжет и философские рассуждения о смерти помогли мне справится со страхом. Я снова мог спать по ночам.
В последний раз тяжёлые мысли о смерти накрыли меня, когда умерла бабушка. Я активно помогал отцу с похоронами, по сути взял на себя половину дел. Было трудно, внутри была настоящая паника, но я держался, как мог, а когда силы кончились начал пить, чтобы заглушить это всё. Пил много и долго. Отпустило меня только на сороковой день. Не знаю как назвать то, что творилось во мне тогда. Скажу лишь, что было очень плохо. Почему отпустило, тоже не знаю. Наверное, просто утихла боль.
Вот как-то так. Смерть кажется далёкой, пока не столкнёшься с ней нос к носу. Кто-то привыкает, а я, наверное, не привыкну никогда. И хорошо на самом деле. Это здорово помогает двигаться вперёд. Да и, если честно, я просто стараюсь об этом не думать и жить каждым днём. Это лучше, чем забиться в угол и ждать конца.